Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Школа 569 г.Санкт-Петербург

Понедельник, 17.12.2018
Главная » Статьи » Краеведение » Санкт-Петербург

История появления Невского проспекта.

Невский проспект — главная и самая знаменитая магистраль Санкт-Петербурга. Она связывает Дворцовую площадь с площадью Александра Невского.

Невский проспект не сразу стал центральной улицей города. Изначально его трасса состояла из двух отдельных дорог. Будущий Невский проспект складывался как главная въездная дорога в Санкт-Петербург с юга — из Москвы и Великого Новгорода.

С самого начала жизни Санкт-Петербурга в город с юга вела только одна дорога — Новгородский тракт, проходящий по трассе современного Лиговского проспекта. Тогда дорога доходила до самой Невы в район села Спасское (сейчас район Смольного монастыря), далее шла по берегу реки вплоть до Адмиралтейства. Этот путь быль не лёгким, дорогу часто размывало. В конце концов было принято решение «срезать угол», проложить прямую трассу, першпективу от Адмиралтейства до Новгородского тракта по наикратчайшему расстоянию. Так наметилось направление Невского проспекта.

В 1705 году на левой стороне будущего Невского проспекта близ реки Мойки был построен Морской рынок. Он возник здесь по желанию местных мастеровых, которые пожаловались губернатору А.Д. Меншикову на отсутствие здесь заведения по продаже съестных припасов и питья. На Морском рынке торговали не только продуктами, но и дровами, сеном.

На участках современных домов № 1 и 3 находилось подворье Александро-Невского монастыря, а далее до дома № 11 — двухэтажный мазанковый Гостиный двор. На участке доме № 27 по типовому проекту для именитых был построен дом адмирала Корнелия Крюйса. Этот особняк стал одним из первых жилых зданий на Невском проспекте.

Одновременно с началом строительства Невского проспекта со своей стороны дорогу начали прокладывать монахи Александро-Невского монастыря.

Таким образом, просеку стали пробивать с двух сторон, планируя соединиться на Новгородской дороге. Однако точно соединиться не удалось. В результате образовался единственный поворот Невского проспекта, в районе площади Восстания.

Отрезок от монастыря строился с 1712 по 1718 года, изначально назывался «Невская першпектива», по названию монастыря. От Адмиралтейства Невский проспект возводился в несколько этапов — до Мойки, до Фонтанки, и т.д, пленными шведами. Полностью закончен в 1720 году и стал называться «Большая першпектива». Большая першпектива поначалу застраивалась медленно, так как Пётр I видел центр города на Васильевском острове. А вот Невская першпектива была более оживлённой, там отводили земли рабочим и служителям монастыря.

Отрезок трассы от Адмиралтейства до реки Мьи (Мойки) начал прокладываться первым, в начале 1710-х годов, скорректирован в 1715 году со сносом ряда дворов. В 1713 году с Большой першпективой Литейным проспектом был соединён Литейный двор, построен деревянный Аничков мост.

В 1716 году был построен первый деревянный мост через Мойку. Все мосты через Мойку тогда выкрашивались в разные цвета, эта переправа по цвету перил получила название «Зелёный мост». В 1716 году был построен первый деревянный мост через речку Кривушу (канал Грибоедова).

В 1716–1720 годах на участок между Мойкой и Большой Морской улицей был перенесён Морской рынок. Это было сделано в целях пожарной безопасности, рядом с Адмиралтейством торговать сеном и дровами посчитали опасным. Проект нового здания разрабатывал Г.И. Маттарнови, оно стало известно как Мытный двор. Здесь брали «мыт» — пошлину с товаров. В 1719 году после смерти Маттарнови здание достраивал Н.Ф. Гербель. Кроме того Гербелю было поручено выправить хаотичную застройку района между Большой Морской улицей и Мойкой, провести в Морской слободе новые улицы. Именно тогда и была проложена существующая трасса Большой Морской улицы.

В 1718–1725 годах Невскую першпективу пересёк Лиговский канал, прорытый параллельно старой Новгородской дороге.

30 августа 1724 года состоялся перенос мощей Святого князя Александра Невского в Александро-Невский монастырь. По этому случаю генерал-полицмейстер Антон Девиер сделал подарок — на начальной части проспекта вечером зажгли первые фонари. Они были поставлены через каждые 50 сажен (106 метров), заправлялись конопляным маслом.

Большая першпектива была главной дорогой, подъездом к центру Петербурга. Именно по ней, как говорилось в указе от 1726 года, «всегда как приезд, так и въезд чужестранным и российским подданным отовсюду в Санкт-Петербурге имеется». В 1720-х годах она была вымощена камнем, обсажена четырьмя рядами берёз. Под фонарями были установлены скамьи для отдыха прохожих.

По свидетельству офицера из свиты герцога Голштинского, прибывшего в Санкт-Петербург в июне 1721 года:«С самого начала мы въехали на длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по сторонам в три или четыре ряда, ещё не велики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой её содержат (пленные шведы каждую субботу чистят её), и делает чудесный вид, какого я никогда не встречал…»

Про масляные фонари Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Невский проспект» писал: «Далее, ради Бога, далее от фонаря, и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим маслом».

Проезд по першпективе был платным. Платили в том числе булыжными камнями и строительными материалами. Они в то время в Санкт-Петербурге на самом деле были в дефиците. Служителями Александра-Невского монастыря была определена следующая плата за проезд в город: с верхового — 3 копейки, с телеги — 5, а с кареты, в зависимости от числа лошадей, от 10 до 30 копеек.

Среди нереализованных планов первой четверти XVIII века числится канал, который по замыслам Петра I должен был дать проход с моря к Гостиному Двору на углу Большой першпективы и Мойки. Он должен был пройти как раз по трассе проспекта.

Чтобы першпектива открывалась к центральному Троицкому собору Александро-Невской лавры, Пётр I повелел проложить новую дорогу (сейчас улицы Гончарная и Тележная). В результате Невская першпектива стала «Старо-Невской», название в обиходе до сих пор. Новая дорога, параллельная Старо-Невской, открылась в 1730 году.

В 1728–1730 годах на першпективе появились первый храм — церковь Святого Петра и два дома при ней, построенные по проекту архитектора Доменико Трезини.

В 1730 году по вступлению на престол Анны Иоанновны на Невском проспекте у Мойки были построены Адмиралтейские Триумфальные ворота в виде трёхпролётной арки с башенкой. Ворота были украшены золочёной резьбой и скульптурой. Подобные ворота были построены и у Аничкова моста.

В 1733–1737 годах по проекту М.Г. Земцова на месте современной пощади перед Казанским собором построили церковь Рождества Богородицы. Здание было выстроено в петровском стиле по подобию Петропавловского собора, с высокой башней-колокольней.

До 1730-х годов район Большой и Малой Морских улиц застраивался стихийно, в основном деревянными домами. Для регулярной планировки территории необходимо было сносить эти дома и строить новые, однако их владельцы не соглашались на переезд. В 1736 году здесь случился большой пожар, в результате которого выгорел практически весь район. Только после этого он стал пригоден для прокладки новых прямых улиц. Вместе с частными домами сгорел и деревянный Мытный двор. Торговые ряды в 1736–1737 годах перенесли дальше от центра города — на место современного «Большого Гостиного Двора»

Большой Гостиный Двор

В 1737–1742 годах на участке дома № 27 было построено двухэтажное торговое здание — Милютинские ряды. За ними находилось единственное за всё время существования проспекта промышленное производство — фабрика по производству шёлковых лент, парчи и позументов.

В апреле 1738 года «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» приняла решение переименовать «Большую Першпективную» дорогу в «Невскую першпективу». Таким образом название своё Невский проспект получил не от реки Невы, а от Александро-Невской лавры. Тогда же по проекту архитектора П.М. Еропкина проспект был включён в систему пяти улиц-лучей сходящихся на Адмиралтейство.

Комиссией район першпективы был отдан под застройку торговыми заведениями и частными домами, которые в обязательном порядке должны были строиться только из камня.

В конце 1730-х годов на участке дома № 31 было построено первое деревянное здание — торговые ряды для продажи изделий из серебра и драгоценных камней.

Невский пр., 31 (Серебрянные ряды)

В 1730-х годах от Невской першпективы за Фонтанкой проложили новые дороги — современные улицы Рубинштейна и Марата. Тогда их назвали Головиным переулком и Преображенской улицей соответственно.

В 1741–1754 годах для графа Разумовского по повелению императрицы Елизаветы Петровны на углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки был построен дворец, названый Аничковым — дом № 39.

В 1750–1751 годах на участке домов № 52 и 54 для графа И.И. Шувалова по проекту С.И. Чевакинского был построен дом, вошедший несколько позже в единый дворцовый комплекс. Усадьба графа Шувалова занимала всё пространство между Невским проспектом, Садовой, Малой Садовой и Итальянской улицами.

В 1751 году Адмиралтейские Триумфальные ворота и ворота у Аничкова моста были разобраны из-за ветхости. На их месте Адмиралтейских ворот планировалось построить новые каменные, к работам был привлечён Ф.Б. Растрелли. Однако строительство так и не было начато. В 1752–1754 годах на Невском проспекте по проекту Ф.Б. Растрелли был построен дворец Строгановых. Это единственное здание на проспекте сохранившее свой внешний вид практически неизменным.

Невский пр., 17 (Строгановский дворец)

В 1754–1755 годах Ф.Б. Растрелли на участке домов № 13 и 15 был построен деревянный одноэтажный Зимний дворец для императрицы Елизаветы Петровны. Длина его фасада составила более 300 метров. Елизавета Петровна переехала сюда со всем императорским двором 5 ноября 1755 года. Размеры здания объясняются в том числе необычной привычкой императрицы не ночевать дважды в одной и той же комнате. В 1757 году в залах этого дворца состоялось первое представление первого русского профессионального театра Ф.Г. Волкова.

Невский пр., 30 (дом Энгельгардта)

В 1758 году был засыпан пересекающий Невский проспект Глухой проток, на месте которого сейчас проходит Думская улица. В 1759–1761 годах на участке дома № 30 было выстроено трёхэтажное здание, известное сейчас как дом Энгельгардта.

В 1759 году напротив временного Зимнего дворца в доме придворного банкира снял квартиру молодой артиллерийский офицер. Все вечера он проводил в весельях, с утра отсыпался, днём приходил в себя. Однажды офицер заметил в окнах дома напротив скучающую девушку. Он начал подолгу сидеть у окна, пытаясь обратить на себя её внимание. Это ему удалось, между молодыми людьми последовал бурный роман. Офицером был Григорий Орлов, девушкой — великая княжна Екатерина Алексеевна, будущая Екатерина II.

25 декабря 1761 года во временном Зимнем дворце скончалась императрица Елизавета Петровна. Здесь же была проведена присяга новому императору — Петру III. В апреле 1762 года императорский двор переехал в ещё не достроенный Зимний дворец.

В 1763–1783 годах шло строительство костёла Святой Екатерины.

В 1771–1775 годах по проекту Ю.М. Фельтена построено здание Армянской церкви Святой Екатерины (дом № 40-42).

В 1801–1811 годах по проекту А. Воронихина построен Казанский собор.

При этом была разобрана церковь Рождества Богородицы. В 1803–1805 годах по проекту Д. Кваренги на территории Аничкова дворца были построены торговые ряды, в которых в последствии разместили Кабинет Его Императорского Величества.

В 1830–1833 годах построено новое здание голландской церкви — дом № 20.



Источник: http://walkspb.ru/ulpl/nevskiy_pr.html
Категория: Санкт-Петербург | Добавил: amavr (26.01.2009) | Автор: Александр Викторович W
Просмотров: 1810 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]